В христ. изобразительном искусстве название литургической композиции, в основе к-рой лежит представление о непрестанном служении ангелов Богу. Понимание «Н. л.» не сводится к одному эпизоду Божественной литургии, но с т. зр. иконографии понимается как изображение процессии Великого входа (см. ст. Вход), где в качестве диаконов представлены ангелы. В НЗ видение небесного богослужения у Престола славы было открыто евангелисту Иоанну (Откр 4. 6-8). Основными литературными источниками композиции являются составленные в V-VIII вв. песнопения, к-рые исполняются во время Великого входа - шествия с евхаристическими Дарами из жертвенника к престолу алтаря, когда священники уподобляются херувимам (Херувимская песнь) (о влиянии чина литургии на иконографию см.: Покровский. 2001. С. 373-375; Stefanescu. 1936. P. 71-77, 189-191; Lucchesi Palli E. Liturgie, Himmlische // LCI. Bd. 3. Sp. 103-104; Taft. 1975; Успенский. 1982; Walter. 1982. P. 200-221).
Изображение Божественной литургии тесно связано с др. литургическими темами: Евхаристией, Поклонением Жертве, Приготовлением Жертвы (Мелизмос Амнос), Службой св. отцов. Так, в композиции «Евхаристия» («Причащение апостолов») начиная с XI в. рядом с Христом, предстающим в качестве священника, изображены сослужащие Ему ангелы в диаконских одеждах (фреска ц. Св. Софии в Охриде, 40-е гг. XI в.; мозаика собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.).
Впервые совершающие Великий вход ангелы в виде диаконов, с кадилами в руках и Св. Дарами, несомыми на головах, появляются на миниатюре с изображением Евхаристии в Иерусалимском свитке литургии свт. Иоанна Златоуста (Hieros. S. Crucis. 109, кон. XI - нач. XII в.); эта заставка предваряет текст молитв, читаемых священником на проскомидии (Grabar. 1954. P. 163-199): благословляющий Христос показан за престолом, по сторонам от Него ангелы с рипидами и 2 группы апостолов, на полях еще 2 ангела - слева с кадилом, справа с евхаристическим сосудом. В монументальных росписях эта тема появляется в кон. XIII в., причем, в отличие от литургических композиций, сосредоточенных в алтарной зоне, сцена «Н. л.» помещается в куполе вокруг центрального медальона с образом Христа Пантократора, являющимся смысловым центром литургической композиции. В ц. Богоматери Олимпиотиссы в Эласоне (ок. 1295) в соответствии с песнопением «Трисвятого» на склонах купола изображены покланяющиеся ангелы в диаконских одеждах (Walter. 1982. P. 218; Constantinides. 1992. 1. P. 79). В ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) уже представлен сам обряд Великого входа с ангелами-диаконами, шествующими с литургическими предметами в руках к престолам, а также херувимы (Тодић. 1993. С. 95). В Кралевой церкви (1318-1319) мон-ря Студеница сходство с Великим входом усиливается благодаря подробностям, с к-рыми переданы детали литургического чина,- точному изображению литургических предметов и престолов под кивориями. Помимо ангелов-диаконов по сторонам престола помещены архангелы в лоратных одеяниях, встречающие процессию перед алтарем (Бабић. 1987. С. 68-69).
Для иллюстрации слов Херувимской песни, что Христос есть «Приносящий и Приносимый», в композицию включается образ Младенца Христа - Жертвы. В ц. Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Грачаница (ок. 1320) появляется изображение Христа-Агнца, а сама композиция и священнодействия ангелов в точности соответствуют литургическому обряду: на зап. стороне купола показан пустой престол под сенью, на восточной - престол без сени, на котором лежит прикрытый покровцом Младенец Христос, Ему поклоняются архангелы и Его осеняет рипидами херувим; с обеих сторон к этому престолу подходят ангелы с рипидами, с покрытыми покровцами потирами и с дискосами на головах; перед алтарем их встречают кадящие ангелы (Тодић. 1988. С. 139). Подобное изображение Великого входа представлено в ц. Богородицы Одигитрии в Пече (между 1330 и 1337): вокруг медальона с Христом Пантократором (в куполе надпись: «Г(оспод)ь с небес(е) на землю призре слышати вьздыхание окованныхь и раздрешити с(и)ни оумерьщьвление вьзвестити вь Сионе име Г(оспо)дне и хвали его вь Иерусалиме» - Пс 102. 19-21); на зап. стороне - престол под сенью с висящим сосудом для мира, на престоле лежат закрытое Евангелие, копие и свернутый литургический свиток, по краю которого читается слово «Аминь»; от престола 2 процессиями идут по 6 ангелов-диаконов с литургическими предметами, на восточной стороне - престол без сени, на нем лежит прикрытый покровцом Ангец под звездицей, Которому поклоняются архангелы в придворных одеждах; Агнца осеняет херувим с 2 восьмиконечными рипидами (см.: Бабић. 1991).
Чаще в росписях варьируется уже известный тип «Н. л.» без изображения Христа-Агнца. В росписи кафоликона мон-ря Хиландар на Афоне (1320-1321) в Великом входе участвуют все чины небесной иерархии - медальон с Христом Пантократором окружен чередующимися серафимами, херувимами, престолами в виде крылатых колес, 4 тетраморфами, а ярусом ниже на склонах - 2 пустых престола под кивориями и симметричные процессии ангелов в диаконских одеждах с кадилами и литургическими предметами в руках (см.: Манастир Хиландар / Приред.: Г. Суботић. Београд, 1998. С. 221; Покровский. 2001. С. 374. Рис. 126). В ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1348) изображен один престол под киворием на вост. стороне, осеняемый 2 серафимами; ангелы (21 фигура) в диаконских и священнических ризах двигаются по кругу от востока на север, запад и юг (Марковић. 1995. С. 99-102. Ил. 2, 3). В куполе ц. арх. Михаила в Леснове (1341-1346/48) - также один пустой престол под балдахином на вост. стороне, но симметрично изображены встречные процессии ангелов, а на зап. стороне между ними - 2 херувима-тетраморфа по теофаническому видению прор. Иезекииля (Иез 1. 28), что, по мнению С. Габелич, придает композиции апокалиптический характер (Габелић. 1998. С. 55-57).
Тема «Н. л.» получила развитие в русском искусстве XVI-XVII вв. в росписях алтарей храмов и на иконах. В центральной апсиде Успенского собора Свияжска (60-е гг. XVI в.) представлена литургическая композиция «Великий вход», занимающая конху, арку и стены алтаря. В конхе апсиды изображена процессия священников и диаконов, направляющаяся вправо, к престолу с Евангелием, покрытому красной тканью, за к-рым стоят святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они показаны в крещатых ризах, под сенью, на фоне одноглавого белого храма. Впереди идут диаконы в белых стихарях, у одного - горящая свеча в подсвечнике, у другого - кадило и высоко поднятый потир, осеняемый огненным херувимом. За диаконами шествует священник с покровцом на плече, обеими руками он держит над головой огромный дискос с Младенцем Христом; 2-й священник, также с покровцом на плече, на голове несет покровенный дискос (в этом месте вставка позднего штукатурного грунта, затрудняющая идентификацию предмета; Д. В. Айналов определяет его как «дискос, покрытый звездицей» - Айналов. 1906. С. 29); 3-й священник обеими руками держит перед грудью квадратный темно-красный покровец. В софите алтарной арки в зеленом медальоне - полуфигура благословляющего обеими руками Господа Саваофа в белых одеждах, с нимбом в виде пересекающихся красного и зеленого ромбов, вписанных в круг. На склонах арки - Силы Небесные: херувимы, серафимы и престолы в виде крылатых колец. Под конхой на стенах апсиды изображены участники Божественной службы - святые по чинам святости и замыкающие ряд с обеих сторон персонажи без нимбов. На сев. половине - пророки, преподобные, Благоразумный разбойник. На пилястре, в к-рую переходит арка алтаря, на фоне серо-зеленого киота с 3-лопастным килевидным завершением - персонаж в короне, без нимба, с жестом молитвенного предстояния, за ним - мужи в шубах. На юж. половине апсиды - апостолы, мученики и мученицы, преподобные жены. На пилястре напротив царя изображен святитель без нимба, в саккосе, в круглой митре, с Евангелием в руках, стоящий на круглом подножии типа орлеца. За святителем - группа монахов без нимбов. В центре этого ряда плохо сохранившийся текст песнопения «Да молчит всякая плоть», которое поется вместо Херувимской песни один раз в году в Великую субботу, перед началом Великого входа.